НЕ БРОСАТЬ СВОИХ!
За мной ни одного советского солдата нет! – отрапортовал генерал-лейтенант Борис Громов, переступив границу на Мосту Дружбы. – Советские войска, выполнив задачи по оказанию интернациональной помощи республике Афганистан, выведены на территорию Советского Союза в полном составе! - Я хорошо помню, как он говорил эти слова. Мой наряд в это время стоял на посту под тем самым мостом, - вспоминает Сергей Горожанинов, старшина погранвойск, а ныне водитель Чернушинского УТТ. Фактически подразделения погранвойск СССР продолжали выполнять свои задачи в Афганистане до апреля 1989 года. Стать пограничником Сергей решил по примеру своих старших друзей, их зелёные фуражки не давали покоя выпускнику таушинской школы. В военкомате
ему поставили условие: «Пойдёшь в пограничники, если на права сдашь с первого раза!» Для деревенского парня, который с восьмого класса работал на уборочной помощником штурвального, это оказалось несложно. Выполнил уговор и прапорщик. Так Сергей оказался в мотоманёвренной группе хабаровского погранотряда, за 7 тысяч километров от родины. А от командировки в Афганистан Сергей мог отказаться по семейным обстоятельствам, но не стал. - Перед своими товарищами неудобно было закосить, –говорит он. Осенью 1987 года пограничников перебросили ещё на 8 тысяч километров - с
берегов Амура в долину Амударьи. Дали две недели на акклиматизацию, вместо зелёных фуражек выдали общевойсковую форму и забросили в пустыню. - В феврале можно уже загорать, а в марте маки расцветают. Вокруг барханы высотой по 70 метров. А ещё сильные ветра и кругом песок: в палатке, в одежде, на зубах, - вспоминает Сергей Горожанинов, в то время младший сержант, командир отделения. - Песок проникал всюду, даже под противогаз. Вода была на вкус солоноватая, да и той не хватало, бывало с радиатора сливали, чтобы напиться. Задача была не допускать провокаций моджахедов, наблюдать за их караванами и сопровождать свои колонны.
- Как только получали разведданные, в заданный квадрат выдвигалась ММГ. На тропе три нагруженных ишака и десять бородатых мужчин, по виду мирные, а поди разбери, что в мешках? Мы своим видом демонстрируем, что участок контролируется, и любой удар будет отражён, – рассказывает Сергей Николаевич. В таких условиях чувство товарищества обостряется. О дедовщине и речи не было, ведь у каждого в руках боевое оружие. - Уверен был, что товарищ мою спину прикроет, так же как и я его, – говорит он.
А затем Сергея откомандировали на усиление заставы в Мазари Шариф, где выполнялась спецоперация пограничников по выводу советских войск. Туда отправляли самых дисциплинированных и надёжных, чтобы «держать лицо» перед наблюдателями ООН.
Основным «коридором» был Мост Дружбы - железнодорожно-автомобильная магистраль, соединяющая Афганистан и Узбекистан. Колонны шли круглосуточно. Несмотря на усиление охраны, душманы пытались устраивать провокации. Но пограничники все диверсии успешно отражали.
В минуты опасности светлыми и спасительными были мысли о маме и брате. Порой служба казалась Сергею монотонной: наряд, отдых, физподготовка. - Старшина гонял нас до седьмого пота, мы злились, а он говорил: «Вот ноги-то вас и спасут». Было заведено по воскресеньям с утра смотреть по телевизору «Служу Советскому союзу». И вот однажды видим мы на экране нашего старшину. Его награждают Звездой Героя! Мы и подумать не могли, ведь он никогда не говорил про свои боевые заслуги. Только после телепередачи в двух словах рассказал, как его группа сумела предупредить советскую колонну о засаде. В том бою его ранило. Наше отношение к физподготовке сразу изменилось. Поняли, что командир гонял нас не для того, чтобы выслужиться, а чтобы жизнь нам сберечь!
- 15 февраля 1989 года под утро пригнали восемьдесят новеньких БТРов. На них посадили солдат в новой форме с медалями, дали красные флаги. И последняя колонна сороковой армии Громова покинула Афган. А нам приказ пришёл занять место под мостом, чтобы в камеры не попали, - вспоминает Сергей. Только через месяц пограничники вернулись «к себе» на Амур. Здесь Сергея догнала медаль «От благодарного афганского народа».
- Героем себя никогда не считал. Служил честно, всё, что требовалось, выполнял. Осталось чувство удовлетворённости как от хорошо сделанной работы, – говорит Сергей.
За два года службы ему так и не пришлось сесть за баранку автомобиля. Зато на гражданке военная специальность определила судьбу. Его водительский стаж почти
30 лет, последние 17 он работает в УТТ. И считает, что армейский опыт помогает в работе и мирной жизни. Подъём в пять утра, через час его машина уже выезжает из гаража. Рабочий день редко заканчивается к шести вечера. Теперь его застава – это ЦДНГ-1. Он по-прежнему верен кодексу взаимовыручки. Никогда не проедет мимо, если на трассе кому-то нужна помощь. - Если сам не остановишься, то и потом на помощь можешь не рассчитывать. В жизни всё бумерангом возвращается, - убеждён Сергей Горожанинов. - Неписаный закон «Своих не бросаем!» актуален и на гражданке.
Лариса ВЕДЕНИНА